|

«Цифровой водоканал» помогает наладить эффективную работу коммунальных предприятий

Директор проектного офиса «Цифровое ресурсообеспечение» АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР) Игорь Чернов

Цифровой водоканал — история не о богатых, скорее наоборот — о компаниях с ограниченным бюджетом. Довольно часто мы слышим мысль: нам не до цифровых технологий — денег не хватает даже фонд обновить. Но дело как раз в том, что цифровые технологии и помогают рационально распределить ресурсы и повысить операционную эффективность инфраструктуры со всеми ее проблемами. Если на предприятии новый фонд и неограниченное финансирование, то и без цифровых технологий неплохо живется.

Мы не просто создали продукт — мы открыли Центр компетенций по цифровой трансформации ЖКХ, который призван более эффективно встраивать цифровые решения в системы управления коммунальным предприятием, обеспечить соответствующее обучение сотрудников, помочь предприятиям коммунальной сферы с развитием необходимых компетенций и дальнейшей цифровизации.

Энергетика и ЖКХ очень консервативные отрасли. Одна из проблем в том, что даже внедренные цифровые решения либо используются не полностью, либо не используются вообще. Это происходит потому, что у людей на местах нет полного понимания, как эти новшества помогут в их работе, и они продолжают работать, как привыкли. Поэтому важно не просто внедрить какие-то цифровые модули, но и обучить людей, совместно с ними сделать так, чтобы все решения были востребованы. В конечном итоге лучшая система та, которой пользуются.

«Цифровой водоканал» состоит из трех компонентов: инфраструктура для сбора и передачи данных, SCADA-система*, куда они поступают и обрабатываются, программные модули.
Модуль «Анализ балансов» собирает сведения об объеме поднятой и отпущенной потребителям воды, сопоставление этих данных позволяет выявить и локализовать потери, чтобы оперативно устранить их причины (аварии, манипуляции со счетчиками, незаконные врезки и др.)

Модуль «Анализ режимов» собирает данные по давлению, КПД и удельному расходу электроэнергии на кубометр воды и позволяет, задавая и корректируя параметры, поддерживать оптимальный режим работы насосов, избегая перерасхода электроэнергии. Данные собираются в режиме реального времени, поэтому при аварийном падении давления и других нештатных ситуациях сотрудники водоканала сразу узнают о проблемах и быстрее устраняют их. Экономия на электроэнергии может измеряться миллионами рублей. В моей практике были случаи, когда неоптимальный режим работы приводил к перерасходу электроэнергии на 30–40%.

Модуль «Заявки» помогает контролировать аварийные и планово-предупредительные работы с учетом имеющихся сотрудников и техники. В электронных заявках видно, кто и как долго выполняет заявку, когда она была заведена, какие материалы и техника понадобились, где находится техника – можно посчитать время и себестоимость выполнения каждой заявки. Анализ истории вызовов, особенно повторных, дает понимание, что мешает эффективности ремонтов, каких ресурсов не хватает.

Модуль «Обходчик-контролер» выстраивает точное расписание работы мастеров по заявкам. Обходчики получают задание на служебный телефон или планшет и едут сразу на объект. В заявку сразу подгружаются данные по абоненту и его счетчикам воды, телефон интегрирован с мобильным принтером. Другая функция модуля — контроль за персоналом, в том числе геолокационный.

Модуль «Центральная панель» дает главе компании или собственнику статистику по всему предприятию: динамику инцидентов, исполнение инвестпрограммы, количество аварий в определенный период, платежи и др.
В структуре затрат предприятия на «Цифровой водоканал» цифровые модули занимают около 5%. Львиная доля приходится на аппаратную часть. Для города с 100 тыс. населения необходимо около 100 млн руб. в течение трех лет, чтобы получить системные изменения. Вложения с учетом затрат на «железо» окупятся довольно быстро — за 5-7 лет. С цифровизацией можно кратно повысить производительность труда, сэкономить и таким образом получить больше возможностей для обновления.

В настоящее время РИР реализует в Глазове (Удмуртия) проект «Цифровой водоканал». Цифровизация поможет повысить надежность водоснабжения городского водоканального комплекса, сократит количество аварийных ситуаций, а также сделает процесс управления производством прозрачным и эффективным. Чтобы система с самого начала соответствовала практике, специалисты РИР и сотрудники водоканала вместе устанавливали приборы, отлаживали инфраструктуру, разрабатывали модули. Всего в рамках проекта созданы четыре малых диспетчерских пункта и один большой, где будет сводиться вся информация из системы.

*SCADA — диспетчерское управление и сбор данных

Ссылка на статью: «Цифровой водоканал» помогает наладить эффективную работу коммунальных предприятий – Коммерсантъ Ижевск (kommersant.ru)

Источник:
Коммерсантъ – Удмуртия