|

Медиацентр

«Умные» города в процессах развития

Спикер: Дмитрий Гришин, директор проектного офиса РИР
Прочитать интервью на страницах журнала можно по ссылке https://review.uz/journals/3-267-2022 (с. 68–75)

По данным опубликованного в январе 2022 года исследования британской компании Juniper Research, в прошлом году в мире расходы на проекты «умных» городов достигли 35 миллиардов долларов. По большей части они были направлены на развитие инноваций в таких сферах, как транспорт, инфраструктура, энергетика, освещение, связь и городское управление. Также аналитики Juniper Research составили рейтинг лучших «умных» городов, в число которых вошли Шанхай, Сеул, Барселона, Пекин и Нью-Йорк. Однако, согласно Smart City Index, самыми «умными» городами мира в 2021-м стали Сингапур, Цюрих, Осло, Тайбэй и Лозанна. Очевидно, что подобное расхождение в определении «самых-самых» связано с тем, что практически все процессы по созданию «умных» городов находятся на первоначальных этапах, и потому трактовка понятия «smart city» у разных стран и организаций отличается. К примеру, компания IBM, которая считается одним из основных разработчиков решений для «умного» города, определяет его через три ключевых качества — оснащенный, объединенный и интеллектуальный. В странах ЕС считают, что в «умном» городе общественные проблемы разрешаются за счет инфокоммуникационных ресурсов, и такие города стратегически важны для борьбы с бедностью, неравенством и безработицей, эффективного управления энергопотоками. Российские эксперты часто описывают smart city как «инновационный город», который комплексно внедряет решения на благо среды и жителей.

О том, какие признаки являются ключевыми и что делает город по-настоящему «умным», в эксклюзивном интервью спецкору «ЭО» Татьяне Петренко рассказал директор проектного офиса «Русатом Инфраструктурные решения» ГК «Росатом» Дмитрий Гришин.

— «Умный» город, на наш взгляд, состоит из трех важных компонентов. Во-первых, это умные жители. Умные в том плане, что они знают, как правильно потреблять городские сервисы и городскую территорию, начиная от самых базовых, элементарных наборов правил: не ломай, не мусори, это все общее, а не чужое. Самым же главным является то, что у них отсутствует боязнь и присутствует желание развивать собственные компетенции и интересы. Жители строят свою деятельность не столько вокруг общепринятых профессий, сколько вокруг увлечений и способностей.

Второй компонент — это управление «умным» городом, которое поддерживает инициативы и создает условия для культивирования предпринимательской деятельности. Базовый принцип — это не поддержать уже существующий бизнес, а развить маленькие роднички, существующие на стыке интересов и компетенций граждан. Их надо выявлять и развивать.

Третий компонент — «умные» инвесторы. На территории города всегда есть элиты, уважаемые люди, которые помогают городу. Их надо вовлекать в венчурный формат финансирования на ранних стадиях проектов, чтобы они меняли свою роль, то есть не просто благотворительность, а именно позиция «бизнес-ангела» в рамках венчурного финансирования. И эта конфедерация умных жителей, умного управления и умных инвесторов способствует развитию нового бизнеса, новой занятости. Появляется дополнительный досуг, и, что самое главное, у всех вовлеченных в процесс возникает позитивное ожидание будущего, в том числе и у инвесторов. Ведь часто наблюдается ситуация, что уважаемые люди вкладываются и знают, как заработать, но понимают, что тратить эти деньги некуда. И дети их, как правило, живут далеко за пределами этой территории.

По «формуле счастья»

— Мы изучили мировой опыт развития территорий, адаптировав его на постсоветскую действительность. Прежде всего, мы переняли «формулу счастья» города. В ней два слагаемых и один множитель. Первое слагаемое — это сумма всех локальных востребованностей, занятостей человека. Под этим понимается не только работа, за которую гражданин получает зарплату, но, в том числе, его занятия в рамках интересов и увлечений. Сюда относится и обычная ежедневная работа, и работа домохозяйки, которая заботится о быте, находясь в гармонии со своей семьей, и хобби, в рамках которых человек востребован и получает удовольствие и благодарность со стороны окружающих.

Чем больше таких возможностей, чем больше граждане стремятся к самореализации, тем больше они удовлетворены. Второе слагаемое — сумма возможностей досуга. Когда ты поработал, реализовал себя, отдал свою умственную и физическую энергию, тебе нужно восполнить энергетический запас сил, морально отдохнуть. Досуг во всех формах его проявления увеличивает удовольствие от территории.

Сумма первого и второго слагаемых умножается на очень хитрый коэффициент, который может свести на нет любые начинания в рамках развития территорий. Этот множитель — позитивное ожидание будущего. И вот в нем, пожалуй, скрыты самые большие сложности, уходящие своими корнями в советское прошлое, и связаны они с образовательно-распределительными механизмами территориально-экономического развития.

В советские годы молодежь уезжала учиться в индустриальные центры, где были сформированы университеты и институты, получая по результатам обучения распределение в разные местности. Своеобразный соревновательный механизм, результатом которого становилось получение распределения на хорошие места. Человек мог не вернуться на территорию, где родился, но территория при этом не оставалась без кадров, так как туда также приезжала молодежь с нужными компетенциями — государство открывало обеспеченные спросом предприятия. В современной действительности образовательная механика осталась прежней, а механизм распределения и открытия предприятий отсутствует. В итоге позитивное ожидание будущего малых территорий стремится к нулю: с детства в голову молодым людям закладывается модель отъезда, не предполагающая возврата.

Как видите, подходы, которые традиционно применяются, а именно — инфраструктура, рабочие места, социальная сфера, тоже направлены на повышение суммы этих слагаемых, если бы не описанные выше ограничения. Поиск новых механизмов, которые формируют занятость и досуг, — важнейшие составляющие успеха для создания условий саморазвития территорий.

«Умный» город — это город счастливых, востребованных людей, у которых есть досуг и которые могу ассоциировать себя с дальнейшим развитием города. Здесь важно говорить о различных формах занятости, которые будут укреплять в человеке веру в то, что эта территория может быть территорией его будущего. И желательно, чтобы эта вера была уже со школьной скамьи.

История «умного» успеха

— Одним из самых успешных и вдохновляющих примеров развития города по «умному» пути, на мой взгляд, является история финского города Тампере. Во второй половине XX века это был промышленный центр Финляндии. Однако после очередной технологической революции многие производства потеряли свою актуальность, и город столкнулся с ростом безработицы и угрозой потери численности. Дополнительно к этому рядом образовалась большая промышленная свалка. Основные проблемы, которые волновали городскую администрацию, — стало невозможно формировать рабочие места по старой модели, когда их наличие было обеспечено промышленными предприятиями, и отток высококвалифицированных кадров.

Чтобы решить эти проблемы, администрация города консолидировала вокруг местного университета исследовательские и научные проекты по двум тематикам: рекультивация свалки и ИТ-технологии. Эти проекты были обеспечены бюджетами самого города и местного бизнеса и имели исключительно прикладное значение для задач территории и предприятий. По факту город и бизнес договорились размещать подобные проекты на базе местного университета. За это университет и городская администрация брали на себя обязательство тиражировать успешные проекты у себя и продвигать за пределами города и страны.

Такой подход позволил обеспечить конкурентоспособное трудоустройство высококвалифицированных кадров, которые были способны вести исследовательские и конструкторские проекты. Еще одним дополнительным условием к этим проектам было вовлечение старшеклассников в проектную деятельность.

Что в итоге получилось? Компетентные кадры в прикладных проектах быстро стали получать полезные исследования и разработки, которые завоевали популярность за пределами города и страны. Это повлекло за собой приток средств на новые витки разработок и исследований, за которыми потянулись мировые кадры, так как появилась возможность поднимать планку специалистов и платить конкурентную зарплату. Молодежь, которая прошла через несколько проектов и заработала первые деньги, стала понимать перспективы своего развития здесь, у себя дома, и перестала уезжать на обучение в столицу. В считанные годы город вырос почти в два раза. Сейчас в Тампере сосредоточены исследовательские центры крупнейших мировых компаний, таких как Xiaomi, Huawei, Microsoft.

С чего начинается «умный» город

— По строительству «умных» городов и внедрению smart-технологий в городские инфраструктуры Узбекистан находится на начальном этапе. Скажите, пожалуйста, что главное в «умном» городе и что делает город таковым? — Как правило, на ранней фазе развития «умных» городов есть вероятность попасть в заложники маркетинговой составляющей.

Каждый производитель с целью продать свою продукцию начнет к товару прибавлять приставку «умный». В вашей жизни все станет «умным», вплоть до скамеек и теннисных столов. Так, в свое время себя отчасти дискредитировали приставки «эко-» и «био-», делающие продукту хорошую наценку. Сначала это весело, интересно и забавно, но в какой-то момент вы понимаете, что все и неумно, и неэффективно. И все это просто «хайптек». Опыт показывает, что инфраструктура — это, конечно, прекрасно и замечательно, но установка всяческих «умных» датчиков не сделает «умным» ни город, ни управление им.

Приведу пример, который заставил нас задуматься о комплексности подхода. Один из российских городов практически каждый год страдает от наводнений. Для оперативного решения этой проблемы были поставлены датчики в различных местах — в канализации, на плотинах, чтобы мониторить их состояние. Была потрачена большая сумма денег. На следующий год сложилось так, что наводнения не было. Но спустя еще один год снова происходит потоп. В ходе разбирательств выясняется, что за тот год затишья все просто забыли об этих «умных» датчиках и не был продлен контракт на передачу данных, в результате чего они просто не передавали информацию. Такие истории очень показательны, поскольку позволяют иначе взглянуть на ситуацию.

Бывает зачастую так, что предлагается срочно на все инженерные инфраструктуры установить современные устройства, которые в режиме реального времени будут передавать данные, например, об уровне давления и прочем. Идея интересная, но стоит только подсчитать, во сколько обойдется ее реализация… Если город небольшой, то система себя не окупит. И самое главное, что это далеко не первый шаг, который должны совершить, допустим, водоканал или теплосеть для оптимизации своей работы. Дело в том, что до 25% потерь находятся в менеджменте и «умном» управлении. Тут и аккуратная работа с рекламациями, инцидентами, правильная отработка складских материалов. Это дает гораздо бóльшие возможности для экономии и оптимизации работы, чем вся эта история про стоящие гигантское количество денег «умные» датчики. Сэкономить эти 25% можно абсолютно без них.

Поэтому главное в «умном» городе — это далеко не ПО, датчики и дорогостоящее оборудование. Возможно, тем, кто хочет услышать про большие системы, которые вместо людей управляют развитием территории, немного странно это слышать, но инфраструктура важна, однако не является определяющим фактором развития и востребованности территории. Примеров тому масса. Если бы инфраструктура была главным драйвером развития территорий, то не было бы деревень и малых городов — все бы уехали туда, где она лучше. И тогда все «умные» города, созданные по последнему слову технологий, разрастались бы с невероятной скоростью. Однако это не так. На примере Сколково и Иннополиса в нашей стране — рост населения в них едва ли можно назвать стремительным. Да и мировых примеров предостаточно, чего стоит только южнокорейский Сонгдо, история которого еще более ярко демонстрирует бесперспективность исключительно инфраструктурного подхода.

Отсюда очевидно, что для развития «умных» городов надо найти более крепкие точки опоры, чем технологический тренд. И если критерием развития поставить стабильный и ускоряющийся прирост численности населения города, то становится очевидным, что акценты должны быть сосредоточены на работе с человеческим капиталом территории. Осталось только правильно расставить приоритеты в том, что нужно гражданам.
Считается, что для удовлетворенности граждан нужны рабочие места с высокой зарплатой и развитая социальная сфера. Однако и тут снова не все так просто. Нерыночный рост зарплаты, созданный за счет нескольких крупных работодателей территории, приводит к «перетоку» кадров, не давая системного эффекта для развития территории, и, как следствие, к конфликту элит.

Искусственное насыщение деньгами социальной сферы тоже не дает значимых эффектов в удовлетворенности жителей. Реальность нашего времени — мобильность и высокая информационная доступность, поэтому удовлетворять и удивлять граждан становится все труднее. В результате этого возникает разрыв между ожиданиями современного человека и низкой изобретательностью администраций муниципалитетов при реализации социальных проектов.

Подводим итоги

— Становиться «умным» — это единственный путь развития для города?

— Если жителям комфортно и они счастливы, то может город и не надо делать «умным»? Гораздо ведь важнее та самая формула, о которой я говорил выше. Что-то не работает, людей не привлекают абсолютно новые города. Потому что ты либо родился на территории, либо есть какие-то исторические силы мест, которые по какой-то причине людей здесь объединяют. При этом право рождения является самым привлекательным и сильным.

Интересный момент: если обратиться к статистике разных венчурных фондов, то становится очевидным, что экономические прорывы происходят не там, где ты один, а там, где собираются группы людей. И тут существенным и самым важным фактором является ускорение в коммуникациях. Критическая масса компетенций не собралась единожды в рабочую группу и потом разъехалась. Нет, тут нужен коворкинг, коливинг и быстрый обмен мнениями: договорились что-то сделать — сделали, и оно получилось.

Смысл в том, что когда ускоряется коммуникация, когда люди думают об одном и том же, мозг приходит в возбужденное состояние, когда он может действительно генерировать, а не тухнуть в обычном состоянии. А когда таких мозгов несколько, то они и рождают огромное количество потрясающих идей.

— Очевидно, что все технологические решения, используемые на территории «умного» города, созданы для того, чтобы город развивался, и люди, живущие там, были счастливы?

— Да, я согласен с этим тезисом. Все новшества должны использоваться исключительно исходя из того, добавят ли они эффективности нашей «формуле счастья». К сожалению, очень часто «хайптек» и карго-культ возобладают над всем, а надо очень внимательно просчитать эффективность. Не со всеми производителями удается прийти к взаимопониманию в данном вопросе, потому что некоторые крупные иностранные производители очень неохотно рассказывают об эффектах, которые проще заземлить на цифры, — сколько стоит внедрение, сколько получено экономии и тому подобное. Зачастую подсчеты не в пользу многих «умных» технологий.

— Тогда получается, что любой населенный пункт при правильном управлении можно сделать «умным», пригодным для жилья, где люди захотят оставаться, развиваться, где им комфортно?

— Да, можно и в поле построить «умный» город. Но зачем? Исходя из нашей формулы, село, при определенных обстоятельствах, если там есть транспортная доступность, может спокойно оставаться селом со своей зеленой травкой, грязью посреди улицы, но с жителями, которые в режиме фермерской или ремесленной работы удовлетворены и счастливы. Условно это может быть в любой местности. Я аккуратно об этом говорю, потому что есть места, куда люди едут зарабатывать хорошие деньги, но никак не планируют свое будущее там. Если эти исключительные случаи отбросить, то потенциально — да, если город или городскую агломерацию окружают деревни, поселки, при таком подходе эта территория может быть счастливой, «умной» и процветающей.

Материал подготовила Татьяна Петренко

Источник:
Экономическое обозрение